Инновационная деятельность ДОУ в
контексте ФГТ
В настоящее время в России идёт активная
работа по совершенствованию системы образования, поиск путей её дальнейшего
развития обусловлено социальным заказом современного общества, ФГТ.
Федеральные государственные требования(далее ФГТ) - устанавливают нормы и
положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию (далее – образовательные учреждения), в части определения
структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том
числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части
основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Вступая в переходный период, который переживает вся система дошкольного
образования, наш педагогический коллектив позитивно воспринимает новые
стратегические ориентиры, обозначенные в ФГТ, т.к. они направлены на:
· содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями;
· желание сделать жизнь детей более осмысленной и интересной;
· стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного
ребёнка;
· отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
· попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой
образовательной области.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных
и личностных качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех
образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области:
Образовательная область «Физическая
культура»
Направлено на достижение целей формирования у детей интереса к физической
культуре и целенаправленного развития у детей физических и волевых качеств
через решения следующих задач:
Развитие основных движений детей, обогащение двигательного опыта;
Сохранение и укрепления здоровья детей;
Развитие произвольности и саморегуляции;
Развитие двигательного творчества детей, их активности и самостоятельности;
Развитие интереса к систематическимзанятиям спортом.
Образовательная область «Здоровье»
Направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы
культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Безопасность»
Направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы
поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
Образовательная область «Социализация»
Направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений через
решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми(в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Труд»
Направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду
через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека.
Образовательная область «Познание»
Направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов,
интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Коммуникация»
Направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Образовательная область «Чтение
художественной литературы»
Направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
(восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Художественное творчество»
Направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Музыка»
Направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности
эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена
на развитие детской деятельности и основана на ней:
«Физическая культура» - двигательная деятельность
«Социализация» - игровая деятельность
«Труд» - трудовая деятельность
«Познание» - познавательно-исследовательская деятельность
«Коммуникация» - коммуникативная деятельность
«Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как
особого вида детской деятельности
«Художественное творчество» - продуктивная деятельность
«Музыка» - музыкально - художественная деятельность
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми
направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть
представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Если говорить о принципиально новом в
содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия
заявленным в ФГТ принципам:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному "минимуму")
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в
структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и
взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка
целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль
взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по
физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя
подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять
подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации,
разминок, гимнастик и др.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного
процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор
отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе
подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников
событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по
«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый
год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и
др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события,
к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий
по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого
и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности и образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это
наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителям;
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и
своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший
период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования
обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального
образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на
качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда
единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему
дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего
образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного
возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении,
и в развитии.
|