Организация методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

 

 

 

 

  

 Этап организации включает в себя ряд моментов:

·             изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;

·             постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;

·             разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);

·             обеспечение условий предстоящей работы;

·             постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на работу, инструктаж исполнителей;

·             непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель  помнить главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь  сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет   доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. 

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет  «провоцирует» педагогов на творчество, побуждает к совершенствованию профессионального мастерства.

Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, в кабинете подобран материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумана  его систематизация.

Материал методического кабинета разбит на несколько разделов

·       Нормативные и инструктивные материалы

·       Методические материалы

·      Методическая и справочная литература

·      Дидактический и наглядный материал

·      ТСО

Библиотека

       Важное место в работе кабинета  отведено  правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада  условно разделён на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

       Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача — обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью  старшего воспитателя  является пополнение этого арсенала педагогической мысли.  Старший воспитатель следит за выходом  методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывает  необходимую литературу.Методическая литература размешена  по разделам:"Физическое развитие", "Познавательное развитие" «Игра», «Развитие речи», «Художественно эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

       Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его составили  собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

       В разделе «Справочная литература»  помещены  различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг  представлены  словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

       Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Старший воспитатель", "Управление ДОУ" и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому старший воспитатель   первым изучает, отбирает  и предлагает  для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.

      В библиотеку детской художественной литературы  входят  прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел вошли сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Расставить детские книги можно в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) и по возрастному принципу, пометив цветной каймой, — это облегчит пользование художественным фондом. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, лучше всего составить библиографические списки или каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Также важно ввести систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд должен учитываться.

      Работа  старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого  старший воспитатель составляет соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

      Работа кабинета  организованна так, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания. новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет - это лаборатория творческого труда воспитателей, дружеского обмена знаниями и опытом

Документы и методические материалы

      В методическом кабинете собраны  нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в «Справочнике старшего воспитателя» — справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др., в том числе и в местных изданиях.

       Так же представлены документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «ФГОС ДО» — и другие, с которыми  ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы  являются обязательными для выполнения.

        Отдельно  представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь  представлен опыт работы лучших педагогов, планы методических мероприятий, работы с родителями и т.д. Методические рекомендации — это в первую очередь материал, который готовит  старший воспитатель в помощь своим  педагогам.

       Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания.  Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, советы, рекомендации, советы для педагогов ДОУ. Так появляется материал под рубриками: «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память». Оформленные материалы   привлекательны, сопровождаться пояснительными рисунками и схемами, которые  использоваться и при индивидуальных консультациях.

Обмен опытом

      Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, соответствующим образом оформлен. На видном месте находиться дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены:

·             уровни педагогического опыта

·             критерии ППО;

·             классификация ППО

·             основные этапы работы по изучению и обобщению ППО

·             формы описания ППО.

 

Добавлен  материал о коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта

Опыт отдельного воспитателя представлен в следующем виде:

·             фотография воспитателя, представляющего опыт работы;

·             основные данные его биографии;

·             основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;

·             доклад, представленный на педсовете,

·             из опыта работы; выступления на РМО;

·             детские работы;

·             конспекты  НОД, выписки из календарного плана работы;

·             перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;

·             высказывания детей;

·             вопросы к беседам;

·             фотографии деятельности детей;

·             сценарии праздничных утренников и развлечений;

·             видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;

·             рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

 

     Интересный ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики,  представлен с обязательной аннотацией и рекомендациями по его использованию. Необходимо проанализировать его и отметить, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику. Такой опыт   помещен также под разными рубриками: «Передовой опыт — в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт» — и т.д.

Наглядный материал

    Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, организован соответствующим образом; крупно, ярко, эстетически оформлен. Разработана определенная система в распределении наглядного материала, которая совпадет  с размещением методического материала. 

     На весь наглядный материал также составлена картотека с указанием, где он находится (номер шкафа, полки), для какого возраста предназначен, с какой целью используется. (Можно дополнить, на каких занятиях.)

       Вместе с педагогическим активом  составлена  тематическая  картотека, помогающую молодым воспитателям спланировать работу. 

· 

      Весь наглядный материал, так же, как и книжный фонд, строго учитываться и регистрироваться в специальных журналах: «Поступление методических пособий и литературы», «Получение материалов методкабинета».  Заведены индивидуальные страничка для каждого педагога и журнал учета выдачи и возвращения пособий для кратковременного пользования.

 

      Отдельно создана  картотека  демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования: на каждую картину (можно на обороте) составлена краткая аннотация.

 

Выставки

       В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки.Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие: «Передовой опыт », «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь воспитателю (самообразованию)» — и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

  

       Тематика выставок  самая разнообразная, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

·             Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.

·             Методические рекомендации по данной теме.

·             Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов, зарубежных стран).

·             Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку).

·             Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

Новые материалы

        Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Он  представлен под самыми разными рубриками: «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» — и т.д.

          Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога. Надо предусмотреть и такую возможность, что воспитатель возьмет этот материал в группу, чтобы обсудить его с другими воспитателями (родителями), а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу должны быть следующие:

·             размещение, по возможности, на одном листе;

·             обязательно напечатан;

·             краткое и четкое изложение содержания;

·             привлекательное оформление, которое при этом должно обеспечивать долговременное использование (лист плотный или наклеен на картон, запаян в пластик, крепится на скоросшивателе или фотоуголках и т.д.).

Взаимодействие с родителями 

        В педагогическом кабинете  накоплено достаточно материал по взаимодействию с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат, он не достигает главной цели — родители с ним не знакомятся. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей. Такой материал сосредотачиваться под разными рубриками: «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» — и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «с приложением». Для подготовки таких материалов можно привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.

      Постепенно в методическом кабинете накопится достаточно материала, для того чтобы педагоги ДОУ могли пользоваться им и часто сменять. Такая форма работы нравится и воспитателям, и родителям. Родители с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, проблемы здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей и многое, многое другое. Информацию менять можно в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.

       Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.

Работа с воспитателями

       При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Полезно проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в методкабинете. Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, предложенная воспитателям, в которой могут быть, например, такие вопросы:

·             Как часто вы пользуетесь материалами методкабинета

·             Достаточно ли хорошо, на ваш взгляд, он оснащен наглядными и дидактическими материалами?

·             Удобно ли расставлена мебель в кабинете, расположены материалы, литература?

·             По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?

·             По каким разделам требуется дополнительный материал?

·             Что бы вы изменили в размещении материала?

·             Удобен ли для вас график работы методкабинета?

 

      По результатам анкетирования можно провести совместное обсуждение и в результате прийти к такой организации методического кабинета, которая будет удобна для всего педагогического коллектива (а возможно, и родителей). Только тогда, когда воспитатели смогут свободно ориентироваться в содержании материалов и самостоятельно подбирать материал для подготовки к занятиям, можно говорить о правильной организации методического кабинета.

       В дошкольном учреждении составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Это время выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в первую, так и во вторую смену. Воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу. В то же время неожиданный приход воспитателя нарушает заранее спланированную деятельность  старшего воспитателя и может повлечь за собой целый ряд сбоев в плане его работы.

       Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий — это не формализм, а необходимое требование научной организации труда методиста и воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени. Старший  воспитатель не должен планировать на это время каких-то серьезных дел. Ведь выдача материалов является хорошей возможностью для того, чтобы провести индивидуальную беседу с педагогом по поводу предстоящей деятельности, помочь уточнить методику преподнесения того или иного материала, узнать о попытках использования нестандартных приемов в работе с детьми, предупредить возможные ошибки.

      Возвращение материала — также хороший повод для привлечения воспитателя к самоанализу своей деятельности. Методист должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.

      Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в работе с детьми, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы воспитателя будут знания, умения, навыки, уровень воспитанности детей, их интеллекта. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагогов на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо, чтобы все формы организации работы педагогического кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование воспитателей, их творческий рост. Не менее важной задачей методиста считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию авторской модели в работе с детьми, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов воспитателей.

      Таким образом, методический кабинет  является копилкой традиций детского сада, центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, каждый приход сюда приносит  педагогам  новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.

      Если все эти условия  выполняются, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930