Главная » Статьи » Мои статьи

Экономическое воспитание дошкольников

Экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок -дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме.

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Цель экономического воспитания:

-Формирование у детей доступных экономических понятий,

-Воспитание сознательного пользователя всем, что предоставляется детям

для их счастливого детства.

Задачи:

  • Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
  • Побуждать здоровый интерес к деньгам;
  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • Учить решать простейшие экономические задачи;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение делать умозаключения, пополнять словарный запас.

Ключевые темы для работы с детьми по экономическому воспитанию:

  • Моя страна, моя семья;
  • Доходы семьи;
  • Расходы семьи;
  • Текущий и перспективный

бюджет;

  • Семейные сбережения и их использования.

 

В работе с детьми можно выделить три основных направления:

  • 1. Формирование представлений о труде взрослых.
  • 2. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами.
  • Формирование у детей, старшего дошкольного возраста экономического мышления.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

 

Формы организации экономического воспитания:

Основная форма обучения — ИГРА.

Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В таких играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с раз­ными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводится в ходе игры - путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»), включающие экономические, экологические, математические задачи. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

При ознакомлении с социальной действительностью дети хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, поселок, страна, чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок и т.д. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Например, книга Кнышовой Л.В. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Результат:

• Осознанное отношение к труду.

• Правильный выбор ситуации, связанной с экономической деятельностью.

• Элементарные представления детей об экономических понятиях и категориях, осознание их содержания, умение ими пользоваться.

При организации работы по экономическому воспитанию дошкольников в ДОУ можно использовать пособие Шатовой А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников». В данном пособии впервые сделана попытка показать возможности приобщения дошкольников к экономике. Учитывая активный интерес к некоторым ярким, заметным явлениям экономической жизни, складывающиеся о них представления, суждения, оценки, автор показывает возможности использования их воспитания, становления ценностно-оправданного отношения к предметному миру, как результату труда людей. Данное пособие можно использовать как парциальную программу по экономическому воспитанию в части формируемой участниками образовательных отношений.

Категория: Мои статьи | Добавил: NBeday (18.12.2019)
Просмотров: 158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела