Главная » Статьи » Мои статьи

Мониторинг качества образования

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие. Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта. Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие: Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет; Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса. Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность: за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию; можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали; негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены; развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать; полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования. Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований: Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени; Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования; Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер; Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован. Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций. Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие: непрерывность (данные собираются постоянно); диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы); научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы); обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы). Получение информации. В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации. При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители. Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсуждения с администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга. При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга: сбор информации, фиксация текущих данных; учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса. Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это: Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс; Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования; Качество состояния процесса образования управляется целесообразно; Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования. Мониторинг качества образования в ДОУ. Рассматривать определение педагогического мониторинга следует с качества образования, оно является характеристикой образования – совокупностью свойств, которые способствуют удовлетворению потребностей в образовании и отвечают интересам общества. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования. При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры эффективности системы образования в ДОУ, она проявляется в способности предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей и требованиям нормативных документов (законов). При анализе информационной базы мониторинга качества образования были выявлены его специфические особенности, которые происходят на этапах сбора и оценивания информации. Изучают не всю доступную информацию, а лишь ту, которая поможет создать полную картину качества образования, которое обеспечивает дошкольное учреждение. Этапами сбора информации являются: Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива; Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы; Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива; Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности; Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности. Эффективность воспитания определяется выполнением следующего алгоритма: определить цели и задачи обучения; подобать критерии для определения результата; выбрать методику обучения; подготовить диагностический инструментарий; исследовать испытуемых; обработать результаты изучения и интерпретировать их; провести анализ, оценку результатов и обсудить их. В педагогической науке диагностика эффективности деятельности ОУ считается достаточно новой областью, но уже существует множество диагностических методик. Система мониторинга. Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков: Качество процесса образования; Качество обеспечения ресурсами; Качество управления; Качество результатов работы. Эти блоки вместе с множеством элементов, которые входят в их состав, это носители качества образования. В его структуре выделяют интегральные свойства характеризующие качество в виде целостности его простых и составных элементов. К ним относят: системность, адаптивность, ориентацию на личность и деятельность, направленность на гуманитарию и культурологию, надежность, непрерывность, эффективность, оптимальность, функциональность. Кроме того, структура качества образования включает в себя качество дидактической направленности деятельности детей (конструирование, игры), качество форм организации жизнедеятельности (развлечения, занятия), качество самостоятельной деятельности. Чтобы изучить и оценить качество образования, используют группу показателей, они ограниченны в количестве, но их совокупность позволяет исследовать в полной мере объект мониторинга. Показатель рассматривают как характеристику определенного аспекта свойства качества. Методическая работа на основе диагностики. Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов. Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ. Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками. Повышению квалификации воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться. Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.

Категория: Мои статьи | Добавил: NBeday (25.02.2016)
Просмотров: 967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела