Главная » Статьи » Мои статьи

Взаимодействие ДОУ с родителями
 

«Взаимодействие детского сада «Солнышко» с семьями воспитанников».

 

                                                          «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»

    

 (Из Концепции дошкольного воспитания)

 

В  соответствии с Законом РФ  «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.                

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.                                        Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики.

·                    Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:   Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;

·                    Формируются представления об этапах развития личности ребенка;

·                    Выявляются принципы взаимодействия между родителями ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей мы выделили основные задачи перед ДОУ:

·                    Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

·                    Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;

·                    Расширение способов-методов  взаимодействия с родителями;

·                    Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

·                    Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

·                    Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной  деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям воспитателей.                                          Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать своих воспитанников. Поэтому мы всегда начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду.   Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями. Ежегодно в сентябре проводим анкетирование среди родителей и детей на тему «Социальный портрет семьи». По результатам выяснилось: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, безработные и неработающие; есть неполные семьи (2%), имеются с родителями - инвалидами (1%).Анализ рисунков детей на тему «Моя семья» также помогает понять, как относятся к ребёнку дома, с какими проблемами он сталкивается. Знакомство с семьёй, с её традициями проходит через оформляемые  стенды («Моя семья», «Моя родословная», «Генеалогическое древо » и т.д.). Дети очень гордятся своей  семьёй и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с группой, детским садом проходит с помощью визитной карточки. Всё это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к воспитателям, детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявить проблемы семейного воспитания, а также оказывать необходимую педагогическую помощь.

 В работе с родителями используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам. Посещение ребёнка на дому, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности.   Для выявления педагогической культуры родителей, педагогом-психологом, нашего детского сада используется анкетирование, мониторинги, собеседования, тестирование. Старшим воспитателем, воспитателями, инструктором по физической культуре, старшей медицинской сестрой, музыкальным руководителем проводится большая совместная работа по всем направлениям основной общеобразовательной программы детского сада. Родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс.

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания, консультации не дают нужного эффекта. Потому, что родители принимают в них лишь формальное участие. Мы пришли к выводу, что нетрадиционные (устный журнал, круглый стол, деловая игра и др.) формы проведения этих мероприятий наиболее привлекают внимание родителей и вызывают интерес.

 Побудить желание  родителей к жизни детей в МДОУ детский сад «Солнышко»,  привлечь их к участию в мероприятиях, установить  тёплые, доверительные отношения помогают досуговые формы организации общения.                                     В нашем детском саду традиционным стали проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания. Очень полюбились детям и родителям праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты», ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к  «Дню защитника Отечества» и «Праздник мам». Дети  вместе с родителями  поют песни, читают стихи, отгадывают загадки. Глаза детей светятся от  счастья, потому, что рядом с ними бывают их мамы и папы и им интересны  их игры и конкурсы, вместе с ними они переживают и радуются. Огромное удовольствие от совместной деятельности получают и дети и взрослые. Очень тёплой традицией является  ежегодное проведение в ноябре месяце праздника посвящённого «Дню матери». Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для неё подарки, познавательные занятия имеют нравственную направленность.                                      

А вечером на праздничное чаепитие приглашаются мамы, бабушки. В тёплой обстановке, за чаем проходит чествование женщин-матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят им тепло своих сердец.   

 С весёлым представлением и блинами проходит праздник «Масленица».

Приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре, к древним славянским традициям «Рождество», «Пасхи», «Покров Пресвятой Богородице», «Троица» приносит огромный воспитательный эффект. Совместно изготовляются детские и взрослые русские костюмы и атрибуты. Непосредственное участие родителей к подготовке и проведению праздников сплачивают детский и взрослый коллективы, воспитывают детей.

       Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей: «Рисуем вместе с папой», «23 февраля» «Новогодняя Елка»», «Осенние фантазии»  и т. д. Основная цель таких мероприятий - сближение поколений ( детей,     родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений.

 Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание, уважение к труду.  Это и начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье. Выставки «Мамочка любимая», «Папа-  лучший друг», «Наши праздники», «Моя дружная семья», «Помощница» и другие воспитывают уважение к родителям, чувство гордости и собственного достоинства, укрепляют взаимоотношение в семье.

Дети с удовольствием показывают свои фотографии, родителей. Рассказывают, чем они занимаются, когда ездят в отпуск, ходят в походы, на экскурсии. Делятся своими чувствами, переживаниями.

          Взрослые и дети приносят из дома настольные игры и игрушки, книги и комнатные цветы. Пусть игра не новая, но теперь, играя в неё с друзьями, ребёнок может познакомить их  с придуманными в семье вариантами этой игры. А любимая книга зазвучит  по - новому, станет ещё интереснее.

            Очень много сделано руками наших воспитателей  и родителей на территории детского сада, в групповых комнатах: книжная полка, колыбелька для кукол, оригинальная песочница в виде машины, стульчики - чурбаки, скамеечки, Зайчик, Мишка, Кораблик, Лебединое озеро, Зебра и др.

           Мамы всё  покрасили  и разрисовали с большой любовью. Дети стали бережнее относиться к постройкам, ведь они сделаны  руками их мам и пап.

 

 

А какой радостью было для детей, когда их папы и мамы  вместе, с воспитателями построили из снега целый город. Осьминоги, Смешарики, Гусиница, Божья коровка, Черепаха и много других персонажей стали для детей друзьями на всю зиму.

Есть ещё одна маленькая традиция в наших группах - акция. Просто так: у многих есть книги, игрушки, из которых  дети выросли. Можно собрать их и отнести в младшую группу. Сколько воспитательных моментов таит наша маленькая акция. Это бережное отношение к старым вещам и желание сделать сюрприз, маленький подарок: при этом дети учатся не только принимать подарки, но и дарить их,- это большой труд, воспитание души. Оказалось, что и для родителей это непросто. Мы стали жёстче, равнодушнее - не каждый способен на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.

Для знакомства родителей со структурой проведения образовательной деятельности, питанием, с жизнью ДОУ проводятся дни открытых дверей. В результате каждый раз увеличиваются посещения мам и пап, посетивших это мероприятие.

Воспитатели знакомят родителей, как идет подготовка к школе, дают необходимые консультации.

  Совместные субботники родителей и сотрудников по благоустройству территории проводятся ежегодно. Наиболее важным в информационно- просветительской работе является оформление наглядных материалов для родителей. Это информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.д. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей воспитатели подходят творчески, тем самым, повышая уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительные взаимодействия с педагогами.

Взаимодействие с родителями - это процесс общения людей, которое не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способы её разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта воспитателя с родителем, ежедневные информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг.

Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществить по - разному. Важно избежать формализма.

Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.

Шаг за шагом отношения углубляются, родители проникают доверием, у них возрастает чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих возможностей. Ведь воспитание детей в семье и в ДОУ преследуют единые цели и задачи. Так давайте же решать проблему взаимодействия «всем миром» - детским садом, семьёй, обществом.

Литература:

1.     Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести/ под ред.Е.М.Кокорева. Магадан 1993г.

2.     «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» / автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М., 2004 г.

3.     Волжина О.И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/ 2001 г. № 4

4.     Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997 г.

5.     Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005 г.

6.     Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ – М, 2005 г.

7.     Кошелева А.Д. Алексеева Л.С. «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка» М., 1997 г.

8.     Конягина Л.Н. «Положение семьи и детства в современной России». /Неизвестный Макаренко/ сост. С.С.Невская. М.,1999 г.

9.     Луков В.А. «О концепции фамилистической экспертизы»/Семья в России/, 1996 г. № 3-4;

10.                       Лобза О.В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г.

11.                       Николаева Е.И.  «Тоталитаризм в семье» Самара, 2002 г.

12.                       Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.

13.                       «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред.кол. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова. Ставрополь 1997 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: NBeday (24.09.2013)
Просмотров: 4837 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Букашка  
0
Привет! И у меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ вела по четырем направлениям.

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела